Кукольный остров
VII Независимый онлайн-фестиваль театров кукол

20−24 ноября 2024 года
Independent online Puppet Theater Festival "Puppet Island"-VII
20-24 ноября 2024 года

VII Независимый
онлайн-фестиваль
театров

кукол
VII
Independent
online
Puppet Theater
Festival
"Puppet Island"
20-24 ноября 2024 года
VII Независимый
онлайн-фестиваль театров кукол
Independent online Puppet Theater Festival "Puppet Island"-VII

«Кукольный остров» от Камчатки до Польши

Текст: Мила Мокринская
Опубликовано: "Независимая газета" 22.11.2021
С 10 по 13 ноября прошёл театральный фестиваль необычного формата. Онлайн-конкурсом почти за два года пандемии уже никого не удивишь, но Международный независимый онлайн-фестиваль театров кукол «Кукольный остров» отличается от своих собратьев тем, что здесь не показывают спектакли, ни онлайн, ни в записи. В рамках конкурсной программы в прямом эфире выступают профессиональные артисты-кукольники – соло. По условиям, от театра - только один артист и куклы или предметы. Всё выступление должно быть не более 12 минут. Ноябрьский марафон был уже четвёртым и собрал 15 государственных и независимых театров России и зарубежья: из Петропавловска-Камчатского, Нерюнгри, Кызыла, Новосибирска, Железногорска Красноярского края, Ташкента, Екатеринбурга, Липецка, Дзержинска Нижегородской области, Хвалынска Саратовской, Москвы, Петербурга и польского города Жешув.
Идея объединить кукольников онлайн возникла в период пандемии весной 2020-го у актёра и продюсера Александра Усердина (Москва), на тот момент - директора Костромского театра кукол. Программным директором, ведущей и, как «островитяне» говорят, – «завлитом» фестиваля с самого начала является театральный критик Ирина Пекарская (Кострома). «Кукольный остров» - IV ушёл с гос. платформы, став полностью независимым проектом, и в команде появились режиссёр проекта –режиссёр театра кукол Иван Карпов (Липецк), и художник проекта – художник в театре кукол Софья Бодиловская (Петербург).
Организаторы к самоизоляции отнеслись как к вызову времени – как может театр кукол выживать именно как театр в предлагаемых обстоятельствах самоизоляции? Не только выживать, но и создавать что-то новое. Ведь театр не может без зрителя, это не кино, спектакли не записываются по сто дублей, и не склеиваются из мозаики кадров.

Для многих театров возможность контакта в прямом эфире оказалась очень важной. Здесь, конечно, есть возможность себя показать и других посмотреть, без больших расходов и траты времени. Но суть глубже. Посмотреть, как живут и творят ближайшие соседи – не только интересно, но реально важно. Почему? Если говорить о Европе, там творческий обмен происходит активнее, государства небольшие и так тесно переплетены между собой, что можно ехать из одного города, например, Германии в другой, и за это время несколько раз пересечь бельгийскую и нидерландскую границы. А ведь это разные культуры, разные языки, которые неизбежно обновляют и стимулируют творческие процессы взаимодействием друг с другом.
Наши театры нередко изолированы не только внутри страны, но и друг от друга. Что происходит на Камчатке, не представляет не только Калининград, но и Москва, и даже Новосибирск. На многие фестивали театры прибывают за день до своего показа, и - хорошо, если задерживаются на день после, часто не успевая посмотреть, что делают их коллеги из других регионов. Получается, театры, особенно театры кукол, варятся «в своём соку», не представляя, как меняется искусство, какие есть тенденции, слыша только эхо событий в виде списка золотомасочных режиссёров, постановки которых даже не мечтают посмотреть.
В сольном номере есть возможность для артиста проявить инициативу, способность к импровизации, показать зрителю своё личное отношение к кукле, любовь к профессии, театру. В то же время выступление перед камерой, да ещё крупным планом – для многих новый навык, который сегодня становится всё актуальнее в современном мире. Не менее важен и другой эффект – среди зрителей могут оказаться и те, кто в театр ходил только в детстве или никогда не ходил, и так открыть для себя этот вид искусства. В этой ситуации перед кукловодом, оставшимся наедине с миром по ту сторону камеры, стоит грандиозная задача – влюбить в себя зрителя. Случайного или профессионального зрителя, а этот фестиваль смотрит немало профессионалов, очаровать одинаково непросто. Ещё один момент – здесь на равных оказываются государственные и негосударственные театры, итог не зависит от материальной базы и размеров сцены.
Жюри и зрительское голосование. Фестиваль конкурсный, всего 4 номинации. «Лучшего артиста», «Лучшую куклу/художника», «Театр, который хотелось бы посетить» определяет профессиональное жюри, в состав которого обязательно входят люди основных театральных профессий. Четвертый «Кукольный остров» «жюрили» актёр-кукловод, режиссёр, сценарист, создатель независимого театра Руслан Вольфсон (Москва-Израиль), журналист, театральный критик, завлит Московского детского театра теней Марина Шимадина, актёр-кукловод, режиссёр, драматург, артист Омского театра кукол Дмитрий Войдак (Омск) и художник-сценограф театра кукол Надежда Кривомазова. Четвёртая номинация – зрители в онлайн-голосовании выбирают «Любимца публики».
Номинация «Любимец публики». Камчатка отнеслась к своему участию как к шансу быть вместе со всей страной, на одной площадке. Ведь условия полуострова таковы, что выбраться оттуда нелегко – только самолётом или по морю, что всегда недёшево. С Камчатки трудно выбраться на какой-либо фестиваль, и поэтому артисты чувствуют себя даже не на периферии, а в изоляции. Зрительское голосование за камчатскую актрису Сандру Клер было очень активным весь световой камчатский день. Только нужно помнить, что разница во времени у Петропавловска-Камчатского с Москвой – 9 часов. И когда на Дальний Восток спустилась ночь, набрало темп голосование в европейской части страны. Быстро определился второй лидер - весь день с не меньшим азартом зрители голосовали за молодую актрису Таисию Шевкунову из Орла, и за пару часов до закрытия голосования Орловский театр кукол опередил своего восточного коллегу, опередил всего на 20 голосов. Стоит отметить, что на первом конкурсе Орловский кукольный оказался в точно такой же ситуации, как ныне Камчатский, уступив несколько голосов театру из Йошкар-Олы. Невозможно угадать, кто выиграл бы эту гонку сегодня, если бы не было такой временной разницы, хотя организаторы «Кукольного острова» по опыту знают - зрители часто голосуют за самых простых кукол и концертные куклы-ручки Таисии Шевкуновой закономерно вызвали симпатии аудитории. Два одинаковых диплома всегда обижают победителей. Но невозможно, невозможно не оценить активность Камчатского театра кукол, работу завлита театра, и то, что там подключились новостные СМИ – вся Камчатка в едином порыве поддерживала свою актрису и её сказки, сочинённые для кукол. Диплом для Камчатского театра кукол сформулирован несколько пафосно, но честно: «За объединение театрального искусства Камчатского края и России». Прекрасно, что Камчатский театр кукол присоединился к фестивалю «Кукольный остров» - без Камчатки театральная карта России неполная. Оргкомитет фестиваля уже задумался, как изменить правила голосования так, чтобы на пятом «Кукольном острове» разница во времени не влияла на продолжительность голосования в номинации «Любимец публики».
Номинация «Лучший артист». На юго-востоке Польши, в Прикарпатье, есть город Жешув. В Жешуве - театр «Маска» (Teatr Maska w Rzeszowie). Театр «Маска» прислал в оргкомитет фестиваля кукольные фильмы-спектакли, которые создали артисты во время пандемии. 7 миниатюр с планшетными куклами под общим названием «Истории о любви» (Historie o miłości), которые касаются отношений между детьми и родителями, родными и чужими, мужчиной и женщиной, молодыми и старыми. Фильмы не подходят под условия фестиваля, но сразу же стало понятно - такими произведениями важно поделиться и с любителями театра кукол, и с профессионалами. Хорошо, что есть трудности перевода, в данном случае – положения фестиваля, и творчество польских кукольников увидели в России. Организаторы «Кукольного острова» при поддержке переводчиков с польского Ольги Фёдоровой от Польского культурного центра (Москва) и Татьяны Молчановой (Кострома) договорились с театром «Маска» из Жешува о партнёрстве и возможности показать онлайн «Истории о любви», предложив подготовить выступление и для конкурса.
  Артист Богуслав Михалек (Bogusław Michałek) специально для «Кукольного острова» создал миниатюру «Окно» в совершенно ином жанре, отличном от присланных фильмов – это теневой спектакль, как он сам сформулировал, «только руки». Его номер стилизован под чёрно-белое кино, а руки, пластичные, живые, под музыку создают разные образы, самым запоминающимся из которых стали подвижные нервные птички. Жюри фестиваля единогласно (59 баллов из 60 возможных) присудило Богуславу Михалеку победу в номинации «Лучший артист». Это заслуженная награда за профессионализм, творческий потенциал, обаяние и эстетическое чутьё польского артиста.
Спросите, куда делся один балл из 60? Один из членов жюри высшую оценку поставил молодой актрисе из питерского Кукольного театра сказки Тамаре Путрик. Молодость и опытность выравнивает талант.
  Номинация «Лучшая кукла/художник». Куклы были разные – красивые гапитно-тростевые из Узбекистана и Камчатки, потешная тростевая из Железногорска, теневые традиционные куклы разных народов из Екатеринбурга, немало планшетных... Необычную куклу – реконструкцию народной системы «ортегде» продемонстрировал Буян Сарыглар, артист из Тувинского государственного театра кукол: кукла «Горный козёл» представляет собой небольшой механизм, штифты которого находятся внутри горы, на которой козлик закреплён. От этой конструкции идёт леска, привязанная к пальцу исполнителя. Артист поёт, играет на народном музыкальном инструменте, пальцы бегают по струнам и козлик подпрыгивает. Это напоминает кукол со средневековых миниатюр, где танцующие или сражающиеся на планшете куклы верёвкой прикреплены к отбивающей такт ноге музыканта.
  Победителем в номинации «Лучшая кукла/художник» стал Реб Тевье (художник – Светлана Рыжкова) Липецкого государственного театра кукол в руках артиста Владимира Никулина. Реб Тевье – характерная планшетная кукла, с важным преимуществом для экрана – подвижным ртом. Кроме того, маска куклы сделана так, что кажется, глаза тоже моргают при движении головой. Реб Тевье у Владимира Никулина получился подвижный, общительный, с юмором. Этот дуэт актёра и куклы в целом – один из лидеров фестиваля.
  Стоит отметить, что многие артисты на фестивале строили диалог с куклой, обсуждали свои отношения, рассказывали о театре, о спектакле не фронтально глядя в камеру, а в общении, создавая с куклой дуэты. Такой приём в специфическом формате «Кукольного острова» воспринимается часто интереснее, чем презентация фрагментов из спектаклей. Смешной и обаятельной получилась сценка, представленная Екатериной Черновой из Дзержинского театра кукол. Её куклы, Лиса Патрикеевна и Ослик – герои разных сказок, обсуждали происходящее в соответствии со своими характерами.
Номинация «Театр, который хотелось бы посетить». «Кукольный остров» одной из своих задач видит популяризацию театров кукол: открыть этот вид искусства в целом и, в какой-то мере, сравнить государственные и негосударственные театры, как они живут, чем дышат. Поэтому появилась такая номинация. Эта награда в предыдущие разы осталась в театрах, по которым артисты сделали настоящую экскурсию. В этот раз жюри «выбрало для визита» Театр кукол Республики Саха в Нерюнгри. Нерюнгри принял участие в фестивале третий раз, артисты из этого театра всегда запоминаются, создавая яркие колоритные образы. Якутский театр отличает особая атмосфера. В этот раз коллектив представляла актриса Равиля Мифтахова с планшетным Снеговичком. Он прошёл путь от появления «из снега» до превращения в картонного героя на планшете книжки-панорамы – проекта новой постановки, которую недавно запланировали в театре.

Внеконкурсная программа. В положении фестиваля отдельно оговорена внеконкурсная программа. Обычно в нее входила демонстрация трёхминутных видеороликов, созданных в театрах кукол – в условиях пандемии театры начали больше создавать видеоконтента, иногда достойного того, чтобы поделиться им с коллегами. В этот раз ролики оказались более серьёзными и даже философскими, особенно стоит отметить работу Евгении Тарасовой «Крошечная жизнь» (театр «Четыре угла», Москва) с куклами и декорациями из кусочка хлеба, и моноспектакли студентов отделения режиссуры театра кукол РГИСИ[i] (мастерская Н.П.Наумова) - Анны Вовчок и Алексея Колесова (по мотивам персидской поэзии).
  Кроме того, когда был запланирован четвертый «Кукольный остров», команда фестиваля связалась с деканом факультета театра кукол РГИСИ Николаем Петровичем Наумовым, и он предложил расширить внеконкурсную программу традиционными для факультета театрализованными читками пьес. «Кукольный остров» дал студентам пьесы на выбор, в последние годы входившие в топ конкурса современной драматургии «Ремарка».  В итоге теперь в записи можно посмотреть пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом» и Нины Беленицкой «Семён вместо дерева».

[i] Российский государственный институт сценических искусств (Санкт-Петербург)
  Польские фильмы-спектакли «Истории о любви» спонтанно стали новым явлением на фестивале, открыв дорогу для другого профессионального видеоконтента – онлайн-спектакля Алексея Шашилова «Эльфийские сказки» (театр «Студия Т», Москва). И зрители, и жюри оценили по достоинству и онлайн-читки, и видеозаписи. По договорённости с театром «Маска» из Жешува полный цикл «Историй о любви» в рамках спецпоказа транслировался 20-21 ноября в течение 24 часов.
  Недостатком фестиваля оказалось несовершенство связи: в театрах не всегда могут обеспечить хороший звук, у организаторов бывали сбои сигнала в эфире, но, несмотря на это, фестиваль не утратил яркости и актуальности. Преодолеть неустойчивый интернет и неопытность работы с техническими средствами в режиме онлайн в театрах – задача, которую нам ставит стремительно меняющаяся реальность. Это не означает, что театр должен состязаться с тик-током, но он может там присутствовать (как «Ёжик Боря» Руслана Вольфсона) и, входя в таком формате в жизнь, возвращать зрителя в стены театров.
  Кроме конкурсных и внеконкурсных работ, все зрители отметили профессионализм, обаяние и редкую внятность «пищиковой» дикции Петрушки – одного из ведущих эфира. А это значит, что будущее у фестиваля есть и создатели «Кукольного острова» видят перспективы в развитии кукольного движения. Но дел ещё много. В том числе и со связью…
Made on
Tilda