Кукольный остров
VII Независимый онлайн-фестиваль театров кукол

20−24 ноября 2024 года
20-24 ноября 2024 года

VII Независимый
онлайн-фестиваль
театров

кукол
20-24 ноября 2024 года
VII Независимый
онлайн-фестиваль театров кукол
АЛМАЗ САДРИЕВ:
«БЭБИ-ТЕАТР — ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ, А НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ»
Алмаз Садриев — режиссер современного театра для детей и взрослых, руководитель Ассоциации исполнительских искусств для самых маленьких «Калабала». Его направление — бэби-театр, театр без конфликта и без текста. Интервью взяла Ирина Пекарская — театральный критик, член Союза театральных деятелей России.
Режиссеры и артисты удивляются, когда ты рассказываешь о бэби-театре. Что же их удивляет?
А.С. Наверное, возможные перспективы этого театра. Насколько он непривычен, не похож на все то, что мы видели в своем советском детстве. И даже в постсоветском. Насколько это интересно и насколько должна поменяться структура мышления, чтобы делать такие спектакли. И при этом — насколько это может быть именно театром, искусством.

Что должен изменить в своем мышлении режиссер, чтобы создать бэби-спектакль?
А.С. Научиться воспринимать будущий спектакль на уровне восприятия зрителя, то есть ребенка до трех лет, и потом создавать произведение согласно особенностям именно этого возраста. И пользоваться другими формами искусства. Это сложная задача, потому что приходится от всего, к чему мы привыкли, в большинстве случаев отказываться. Перестать опираться на сюжет, конфликт, текст — на все то, на чем строится доминирующий у нас театр.
А если не конфликт, то что?
А.С. Совместное творчество, исследование мира. В этом тоже много энергии. Интересный созидательный процесс. Бэби-театр — это про творческое отношение к реальности.
Хотя, конечно, назвать конфликтом можно все, что угодно. Но суть в том, что мы на конфликт вообще не опираемся, поскольку это может испугать, отпугнуть. Ребенку не понятны какие-то скрытые мотивы конфликта, кто антагонист, кто протагонист. Они не помнят, что было две минуты назад.
А вот пользоваться приемом сотворчества мы можем. Дети, не сговариваясь, приходят к какому-то совместному результату и дальше двигаются в новом направлении.

Насколько является сотворчеством создание бэби-спектакля?
А.С. Бэби-театр — театр без насилия. Мы не мучаем маленького зрителя, заставляя смотреть то, что ему непонятно, недоступно, не особо интересно, а нам, родителям, привычно и поэтому кажется, что допустимо и безопасно. Мы не можем оказывать давление и на артистов: по оригинальной технологии бэби-театра нельзя назначать актера на роль, говорить ему, что играть. Ничего не получится. И, естественно, необходимо сотворчество. Так же и с художником, который должен понимать особенности восприятия, и с композитором, и так далее.
Родители или бабушки ведут ребенка в театр и хотят видеть что-то понятное для них, то, что они считают развивающим. К чему нужно быть готовым родителям?
А.С. В первую очередь, нужно быть готовым удивляться. Потому что настоящий бэби-театр, как новое и редкое явление в России, для взрослого удивителен. Для взрослого наши спектакли иногда становятся таким давно забытым опытом, возрождением навыка видеть мир, как видят маленькие дети.
Наш театр — для детей с родителями. Мы всегда знаем, что придут родители, поэтому в спектакле заложен пласт и для них.
Мы делаем то, что, с нашей точки зрения, дети хотят воспринимать и делать. У них нет осознания, что такое театр. Это первый опыт встречи с театром. Мы предлагаем то, что им подходит и способно увлечь их полностью, тотально. То, что мы создаем, это именно театр, соприкосновение с искусством. Не с дидактикой, не с анимацией, не с развивающими занятиями, не с терапией.
Появились ли сейчас режиссеры, которые работают в таком же ключе, как и ты?
А.С. Только что мы провели первую лабораторию в Школе деятелей сценических искусств Г. Дадамяна специально для режиссеров. Не сказать, что все тут же побежали ломать репертуар. Но те, кто участвовал в лаборатории, все как один утверждают, что для них бэби-театр — колоссальное открытие. Пока же они не знают, как им дальше с этим «жить и работать».

А чем в твоей деятельности ты именно гордишься?
А.С. Путем созданий новых форм сейчас мы неожиданно вышли к синтезу с цирковым искусством, в клоунаду. Это огромный пласт. Есть колоссальный потенциал бэби-клоунады для работы с детьми с ментальными нарушениями.
Была ведь и творческая резиденция «ГЭС-2» по клоунаде. Расскажи, что тут для тебя новое и что ты сделал?
А.С. Тема резиденции — новая клоунада для взрослых. И по пункту контракта о конфиденциальности я не могу пока ничего рассказывать. Зато могу рассказать как мы стали победителями Всероссийского конкурса социальных инициатив в сфере детства от компании Теле2 и фонда «Навстречу переменам». От других участников конкурса мы сильно отличаемся этой своей культурной, театральной направленностью. Но поверили в нас и в то, что форма такого «раннего вмешательства» тоже может быть полезной и ценной. Дальше мы стали обосновывать социальную эффективность для всех детей и в итоге вышли на социальную эффективность для детей с нарушениями здоровья. Мы выступали перед детьми с самыми разными диагнозами, вплоть до детских хосписов. Все директора, руководители нам говорят, что впервые создано то, что нужно для этой возрастной аудитории, для этой категории детей. Очень многие дети, которые почти не улыбаются, у нас улыбались. Они эмоционально включились и пошли на контакт с артистами. У нас недавно состоялось четыре показа в коррекционных, реабилитационных центрах, в детском хописе по Ленинградской области. Мы сейчас гастролируем с этим проектом.

Текст: Ирина Пекарская

Made on
Tilda